7 января 2014 г.

История Павла Николаевича

Впереди маячил длинный туннель с тусклыми лампами по бокам. Павел Николаевич ждал, что туннель будет совсем темным, а в самом конце будет гореть яркий свет, но все оказалось немного иначе. Туннель не выглядел заброшенным, за ним явно следили. Понимая, что торопиться нет смысла, Павел Николаевич осмотрелся по сторонам. Сзади висела тьма, по бокам и впереди серели стены туннеля. Сыростью не пахло и холодом не веяло. Возникало ощущение, что в туннеле работают добротные кондиционеры. Высота потолка была не большой и ее как раз хватало, чтобы идти в полный рост и не пригибаться. Сделав несколько глубоких вдохов и выдохов, чтобы понять, что дыхание вернулось в полной мере, Павел Николаевич сделал шаг вперед, потом еще один и еще и медленно побрел по тоннелю. Хотя в закрытом пространстве было трудно понять, но ощущалось, что тоннель идет прямо, никуда не сворачивая. Стены тоннеля были выложены из обтесанного камня, темно серого цвета, местами с светло-коричневым оттенком. Лампы были расположены примерно на расстоянии пятнадцати метров друг от друга.
Свет падал тускло и мощности ламп хватало для освещения не более пяти метров. В результате, между лампами были места, которые словно выпадали из общей картинки туннеля, темнея небольшими пятнами. Стены были гладкими и выглядели так, словно их полируют каждый день заботливые руки. Павел Николаевич неторопливо шел вперед. Он ощущал, что торопиться не имело смысла. Думать ни о чем не хотелось. Так бы и шел по тоннелю час за часом, день за днем и год за годом. Время текло не заметно и Павел Николаевич, даже не мог сказать, прошло пять минут или несколько часов. Однако, тихому счастью не суждено было длиться вечно. Тихий шелест его шагов стал нарушаться все возрастающим шумом, который, судя по всему, раздавался где-то недалеко впереди. Вскоре, Павел Николаевич смог различить звуки и выделить в них два мужских голоса. Слышно было, что голоса поют незамысловатую песенку с одним и тем же куплетом. Сделав еще несколько десятков шагов, он смог различить текст:

"Ты и-иди, впе-еред, не бойся
Не кру-учинься, брось пе-ечаль
Мы решим вопро-осы просто
Мы за-апустим вновь спи-ираль"

Павел Николаевич увидел впереди поворот, из которого лился яркий свет. Повернув, он слегка растерялся, так как свет оказался очень сильным. После тускло освещенного туннеля надо было дать привыкнуть глазам. Павел Николаевич даже слегка зажмурил глаза и остановился. Все это время, кто-то впереди продолжал петь песенку. Постояв несколько секунд и привыкнув, он снова пошел вперед. Сделав последние несколько шагов, Павел Николаевич понял, что тоннель окончился ярко освещенной комнатой. Комната была похожа на большую колбу с широким основанием. Круглая, без единого угла и с продолговатым отверстием вверху, через которое поступал яркий, похожий на солнечный, свет. В диаметре комната была около двадцати метров. Со всех сторон в комнату стекались туннели. Павел Николаевич успел отметить, что их было ровно семь. Стены в комнате были светлого, слегка кремового оттенка, а на полу лежал толстый белый ковер. Посреди комнаты, прямо на полу сидели двое мужчин и напевали, услышанную им песенку.
Как только они увидели Павла Николаевича и поняли, что он смотрит на них, песня прекратились и один из мужчин сказал:
-Привет, Паша, проходи.
Павел Николаевич не удивился тому, что незнакомец знает его имя. Исходя из сложившейся ситуации, он бы удивился обратному.
-Привет, - ответил с полуулыбкой Павел Николаевич,- а вас как зовут?
-Меня зовут Михаил, а это,- Михаил кивнул в сторону своего товарища,- Гавриил.
-Я и не сомневался,- отметил Павел Николаевич.
-А мы так и представились, потому что ты не сомневался,- ответил Гавриил,- нам вообще то не важно,- улыбнулся он,- хочешь, будем Коля и Толя?
-Давайте,- согласился Павел Николаевич,- тем более, что вы похожи на мои школьных друзей, которых как раз так и звали.
-Договорились,- кивнул вновь испеченный Коля-Михаил,- проходи, садись, что ты стоишь как не родной?
Он сделал шаг вперед и замер. Ему на миг показалось, что он словно попал домой. Ковер под ногами превратился в буйную траву возле бабушкиного дома, свет был похож на яркое летнее солнце, а Коля и Толя, его школьные товарищи, ждали его возле лавочки, чтобы стрелять из помпового игрушечного ружья по солдатикам. Паше это ружье купил отец, и оно было его гордостью. Зеленое, с алюминиевой ручкой для перезаряда, ружье вызывало зависть у всех мальчишек во дворе, и стрелять из него Паша разрешал только своим близким товарищам. Почему то вспомнилось, как в этот день Толя предложил стрелять по воробьям, что сидели на ветке, и как Паша с Колей с радостью согласились. Первый же выстрел, который сделал Толя, оказался удачным и с ветки упал воробей. Друзья на секунду замерли, но в следующий миг уже кинулись к птице. Воробей лежал без движения. Толя обрадовался и сразу начал хвалиться тем, какой он меткий стрелок. Коля предложил скормить воробья местной кошке. Паша стоял молча, ощущая жалость внутри. Он захотел взять тельце воробья в руки. Как только он коснулся воробья, тот вскочил, несколько раз подпрыгнул и упорхнул вверх. Толя набросился на Пашу, обвиняя его в том, что воробей улетел. Но Паша не обращал внимания. Он радовался, что птица осталась жива. После этого случая, Паша не соглашался стрелять по птицам, а давая ружье Толе внимательно за ним следил.
-Мы тоже считаем, что это хороший поступок,- ответил взрослый Толя-Гавриил, который сидел впереди на ковре,- в данном вопросе у нас нет возражений.
Павел Николаевич приблизился к собеседникам и сел рядом.
-Я правильно понимаю, что сейчас мы будем анализировать мою жизнь?- задал он вопрос.
-В какой-то мере, да,- ответил Коля-Михаил.
-И анализировать и подводить итог,- добавил Толя.
-Ясно…,- задумался Павел Николаевич. «Подводить итоги проще всего,- пронеслось у него в голове, - вы бы попробовали пожить моей жизнью и тогда бы анализировали».
-Прости Паш, что сразу не предупредили,- сказал Толя,- мы слышим все твои мысли, поэтому, можешь не думать про себя, а сразу говорить откровенно.
-Да, говори спокойно. Так даже проще,- Коля улыбнулся,- понятно, что мы твоей жизнью не жили, анализ будем проводить исходя из общих правил, понятий морали и нашего опыта, но,- развел руками Коля,- другого способа просто нет.
-Опять же,- продолжал Коля,- мы не просто анализируем твою жизнь, а сравниваем твои поступки с поступками людей из твоего периода времени.
-Это как?- заинтересовался Павел Николаевич.
- Дело в том, что в разные периоды времени и в разных странах действовали свои законы и правила,- начал объяснять Коля,- представь, если бы мы начали анализировать твои поступки исходя из условий, которые были во времена средневековой инквизиции.
-Да, видимо,- протянул Павел Николаевич.
-Не переживай. Этот анализ и в наших интересах,- продолжил Коля,- мы стараемся понять любой поступок. Плохим же, на первый взгляд, поступкам стараемся найти оправдание.
-Понятно,- кивнул Павел Николаевич,- как это все будет происходить?
-Вот для этого, мы сейчас проведем тебе краткий инструктаж,- сказал Толя.
Во время этого короткого разговора, Павел Николаевич успел внимательно осмотреть своих собеседников. Коля, он же Михаил, был достаточно крупным мужчиной, среднего роста и атлетического телосложения. На лице у Коли, росли густые усы, которые периодически растягивались в добрую улыбку. Коля говорил басом и смотрел на Павла Николаевича темно-карими глазами из-под густых бровей. Толя, он же Гавриил, был некоторой противоположностью Коли. Тонкая, даже слегка тощая фигура. Угадывался высокий, возможно, двухметровый рост. Лицо было вытянутым и худым, но глаза, как и у Коли, излучали добрый свет. Жесты, не смотря на длинный рост и худощавость, были плавные и размеренные. Оба собеседника были одеты в длинные, широкие туники, которые, судя по всему, достигали до пола, если встать в полный рост, и были достаточно широкими, чтобы товарищи могли сидеть на полу без стеснения.
Тем временем, на полу, между собеседниками, развернулся экран.
-Смотри,- кивнул Павлу Николаевичу в сторону экрана Толя,- мы сейчас зачитаем тебе правила.
-Правило первое и основное,- начал Толя,- если ты задаешь вопрос, на который мы не можем ответить, мы не отвечаем.
-А на какие вопросы вы не можете ответить?
-Ну, вот когда спросишь, тогда и узнаешь,- вздохнул Толя,- прости, но их слишком много,- добавил он.
-Далее,- продолжил Толя,- решение, которое будет вынесено, окончательное и безоговорочное. Считай, что мы Верховный Суд.
-То есть, никаких апелляций?
-Да, никаких апелляций.
Правила выскакивали посреди экрана и мигали перед глазами Павла Николаевича, словно сомневались, что он их запомнит.
-Третье правило,- Толя поднял три худощавых пальца вверх,- детально мы анализируем только три истории из твоей жизни. Те истории, которые у тебя вызывают наибольшее сомнение.
-Получается, что по всем остальным поступкам мы сразу выносите решение?- спросил Павел Николаевич.
-Я бы не сказал, что мы выносим какие-либо решения,- обронил Коля,- решение формируется в момент твоего поступка.
-А как же сопоставление с поступками людей моего периода времени?
-Оно происходит в тот же момент. Представь себе большой компьютер,- Толя развел своими длинными руками для большей наглядности,- который считывает информацию обо всех поступках и выводит среднюю каждую долю секунды.
-Значит, решение происходит вслепую?- почувствовал дискомфорт Павел Николаевич.
-Нет, не в слепую,- Толя отрицательно покрутил головой,- средняя используется для упрощения анализа. Не переживай, решение принимает не компьютер.
-А кто тогда его принимает?
-Вот мы и пришли к первому правилу,- улыбнулся Толя,- прости, но на этот вопрос мы не можем тебе ответить.
-Я правильно понял, что решения по моим поступкам уже приняты?- спросил Павел Николаевич.
-Да, в той или иной степени решения уже приняты и повлиять на них мы не сможем,- утвердительно произнес Толя,- сейчас мы проводим анализ и итог больше для тебя, чем для принятия итогового решения.
-Что за итоговое решение?
-Мы как раз подошли к этому,- сказал Толя,- правила, как ты понял, всего три и мы их тебе уже озвучили. Остается только тебе рассказать про итоговое решение.
-Итоговое решение,- перехватил эстафету Коля,- принимается исходя из всей твоей жизни.
-Это понять не сложно,- не удержался Павел Николаевич.
-Подожди, не перебивай,- пробасил Коля,- по сути, итоговое решение представляет собой количество баллов, которые ты набрал по итогу жизни. Представь себе некую ось, на которой располагаются хорошие и плохие поступки. Если количество хороших и плохих поступков примерно равно, то ты получаешь ноль баллов. Если плохих поступков больше, что количество баллов будет отрицательным, ну, а если больше будет положительных поступков, то наоборот.
-Что наоборот?- не сразу понял Павел Николаевич.
-Ну, наоборот,- усы улыбнулись,- если хороших поступков будет больше, то количество баллов будет  положительным.
-Допустим, я наберу много отрицательных баллов, чем это мне грозит?- не удержался Павел Николаевич.
-А ты допускаешь?- Коля с Толей одновременно засмеялись.
-Всякое может быть,- заулыбался, ободренный Павел Николаевич,- я же не знаю, какими мерами вы судите.
-Мерами мы судим понятными,- сказал Толя,- вот например, ты знаешь, что сквернословить плохо?
-Ну, знаю,- Павел Николаевич попытался представить, сколько раз в своей жизни он сквернословил. Получалось не мало.
-Вот и мы тоже это знаем и, как результат, считаем плохим поступком. Однако, у каждого плохого поступка есть свой вес,- добавил худощавый Толя.
-Итак,- продолжил Коля,- набор баллов добавлять или убирает у тебя ту или иную добродетель, способность, черту характера. Так же можно избавиться от хронических недугов.
-Что-то я не совсем понимаю,- нахмурил лоб Павел Николаевич.
-Давай по порядку,- спокойно начал Коля,- как ты уже понял сам, ты умер. Твое тело осталось на Земле и будет похоронено, а душа пришла к нам. Каждая душа имеет право прожить девять жизней на Земле, в результате чего будет принято решение о ее помещении в рай или ад. 
-Ничего себе,- не удержался Павел Николаевич.
-Да,- продолжил Коля,- проживая жизнь хорошо и набирая положительные баллы…
-А какое по счету у меня будет перерождение?- перебил Павел Николаевич.
-Мы не можем ответить на этот вопрос,- сказал Толя.
-Ладно, не так мне это и важно,- махнул рукой Павел Николаевич.
-Так вот,- продолжил Коля,- как я уже говорил, набирая положительные баллы, душа перед перерождением может выбрать для себя какую-нибудь добродетель, способность, черту характера.
-Если же у человека было больше плохих поступков, то мы забираем у него что-либо,- добавил Толя,- какую-нибудь добродетель, способность или наделяем недугом.
-Получается как-то не честно,- задумался Павел Николаевич,- плохим еще больше плохого, а хорошим еще больше хорошего.
-Не скажи,- заметил Коля,- чтобы быть хорошим или плохим, надо постоянно делать выбор. Часто выбрать хороший поступок сложнее, чем плохой, так что, в какой-то мере, это награда.
-С другой стороны,- Толя посмотрел Павлу Николаевичу в глаза,- мы замечали, что люди, набравшие много положительных баллов, просили себе такие качества, которые часто оборачивались для них бедой.
-Например?- заинтересовался Павел Николаевич.
-Был у нас один мужчина, который благодаря милосердию и состраданию, набрал много положительных балов,- Толя потер висок, словно вспоминая,- так он захотел быть более решительным и смелым,- Толя немного замялся,- сейчас он воюет в Сирии. На его счету уже около десятка убийств и несколько приказов о расстреле.
-Да, дела,- произнес Павел Николаевич.
-Да, бывает по всякому,- Толя словно задумался.
-С другой стороны,- Коля, наконец-то, решил выключить экран перед Павлом Николаевичем,- у тех, кто набрал большое количество отрицательных баллов, мы стараемся забирать только спорные черты характера или способности. Иногда решаемся дать хронический недуг. Людям с недугами иногда проще понимать других в горе и испытывать сострадание.
Павел Николаевич вдруг почувствовал, что желание задавать вопросы пропало. Захотелось быстрее провести анализ, набрать это злосчастное количество баллов и понять свою дальнейшую судьбу.
-Давай не будем откладывать,- согласился Коля и Толя тоже кивнул,- можем начать прямо сейчас.
-Да, пожалуй.
Коля с Толей слегка откинулись назад на локтях. Павел Николаевич решил последовать их примеру.
Над их головой погас свет и раскрылся большой экран. Павлу Николаевичу стало немного стыдно. Он прекрасно понимал, что Коля с Толей и так знали всю его жизнь, но как-то испытываешь какую-то невольную неловкость, когда эту жизнь начинают смотреть другие.
На экране появилась картинка. События жизни Павла Николаевича стали мелькать одно за другим. Рождение. Первые шаги. Первое слово. Павел Николаевич наблюдал с большим любопытством. Вспомнил маму с отцом. Вспомнил бабушку с дедушкой, которые жили с ними в одной квартире и с которыми Паша часто ссорился, когда стал подростком. Увидел, как первый раз подрался и как написал на парте -  «Суханов лох». Промелькнули кадры, как Паша занимался онанизмом. Павел Николаевич не удержался и глянул на Колю с Толей, но их лица оставались безучастными. Первый секс с девушкой, которая ему не нравилась. Промелькнул кадр, как он помогает какой-то бабушке поднять тачку по ступенькам. Следующий кадр сменяется тем, как он пьет водку из пластикового стакана. Событие сменялось событием. Вот он идет в институт. Вот он вместе с товарищами смеется над толстым преподавателем, который падок к женскому полу. Первая работа в театре. Режиссер дает ему незначительную немую роль, от чего Павел Николаевич счастлив и готов взлететь на седьмое небо. Всплывают кадры, как тот же режиссер говорит ему прямым текстом, что Павел Николаевич может получить более хорошую роль, но для этого они должны стать любовниками. Следующие кадры из жизни особо мрачные, так как Павел Николаевич со своей молодой женой и сыном сидит без работы. Депрессия и безысходность. Павел Николаевич начинает пить, жена переезжает к маме. Павел Николаевич скитается по подворотням и крадет дешевую водку из супермаркетов. Длительные запои. Неизвестные женщины и компании. Павел Николаевич словно просыпается от длительного сна, когда его институтский товарищ предлагает ему работу в другом театре. У друга помимо великолепного таланта еще и родители с хорошими связями, что дает ему возможность принимать участие в самых интересных спектаклях и играть наиболее интересные роли. Павел Николаевич, постепенно, по протекции друга, играет все более значительные и интересные роли. Со временем, появляются нужные знакомства, известность и страх потерять работу испаряется. Вот встреча с женой и сыном после нескольких лет разлуки. Слезы жены. Вновь вспыхнувшее чувство. Много, очень много труда в театре. Приходит известность. Сын оканчивает школу. Ссора с женой, опять водка. Рождение внука, через два года рождение внучки. Как светится жена и как счастлив их сын. Следующий кадр, как он идет мимо замерзшей реки. Вдруг голос с криком «Помогите!». Он бросается вперед и видит, что один из детей тонет в полынье, а другие в ужасе стоят на берегу в коньках и пытаются протянуть ему ветку. Не раздеваясь, он прыгает вперед, нечеловеческим усилием выбрасывает ребенка на берег. Как под сперва счастливые, а затем полные ужаса крики детей, обессиленный, начинает уходить под воду. Как невероятный холод сменяется теплом, а рот перестает хватать воздух. Как все предметы на дне, освещенные морозным февральским солнцем, становятся четкими, а через секунду зрение сужается в острую точку и выхватывает последний предмет, опустившийся на дно – маленький белый конек, который спал с ноги спасенного им ребенка.
На этом кадре экран, словно замер и опять загорелся свет в отверстии вверху. Павел Николаевич, как и его соседи, поморгали несколько раз, чтобы глаза привыкли к свету. Павел Николаевич ощутил чувство горечи внутри и жалость утраты. Коля с Толей молчали, видимо, понимая его чувства.
-Давайте быстро,- наконец сказал Павел Николаевич,- мне все ясно, вам все ясно. Мне не важно, какое у меня сейчас количество баллов и что меня ждет.
-Лучше не давать сейчас чувству горечи захлестнуть тебя,- заметил Коля,- представь, что следующая твоя жизнь очень сильно зависит от того, что происходит сейчас.
-Зависит, не зависит,- передразнил Павел Николаевич,- какая разница, если я не вспомню ничего из того, что сейчас происходило и происходит?! Какая разница, если мой выбор может сыграть со мной злую шутку и повернуться против меня как с мужчиной, воюющим в Сирии?!
-А может и не сыграть, если ты подумаешь хорошо,- попытался образумить Коля.
-Ты хочешь разобрать какие-либо события твоей жизни более подробно?- спросил Толя,- напоминаю, что мы можем разобрать три события.
-Да ничего я не хочу разбирать,- резко ответил Павел Николаевич,- я все увидел и уверен, что прекрасно понимаю, что за этим следует.
-Ты наверное думаешь, что набрал отрицательное количество баллов?- улыбнулся Коля.
-А разве может быть иначе?!- отрезал Павел Николаевич,- пил, матерился, изменял, воровал. Из хороших поступков кроме двух-трех и припомнить нечего.
-Как же ты горячо судишь,- продолжал улыбаться Коля,- ну ладно, что тянуть. По результату жизни, ты набрал положительные баллы и теперь имеешь шанс выбрать для своей будущей жизни одну новую способность и избавиться от одного хронического недуга.
-Чаша весов склонилась в твою сторону, когда ты сделал выбор спасти ребенка. Этот ребенок в будущем имеет шанс написать важное в историческом плане музыкальное произведение.
-То есть, если б ребенок не имел такого шанса, то его спасение было бы не таким значимым?- съязвил Павел Николаевич.
-Все имеют какой-либо шанс,- задумчиво ответил Коля,- просто не все этот шанс воплощают в жизнь.
-Понятно,- ответил Павел Николаевич,- ну что ж, раз мне все равно надо делать выбор, то дайте мне пару минут подумать.
Коля с Толей кивнули.
-Хотя, что тут думать,- продолжил Павел Николаевич,- вы все равно мои мысли все знаете.
Коля с Толей кивнули опять.
-Давайте так,- сказал Павел Николаевич,- у меня с детства больное сердце, пусть оно теперь будет здоровым.
-Хорошо,- ответил Толя и сделал пометку в какой-то книге.
-Ну а способность,- Павел Николаевич замер на несколько секунд,- я хочу уметь рисовать. Да, пожалуй, что так. Я хочу уметь рисовать.
-Ты уверен, что хочешь этого?- спросил Толя и занес ручку над книгой,- ты и так, достаточно творческий человек.
-Да, уверен,- ответил Павел Николаевич,- всю жизнь хотел рисовать.
-Хорошо,- ответил Толя и сделал вторую пометку.
-Отлично,- улыбнулся Коля,- тогда тебе пора в путь. Тебе пора возродиться заново и испытать радость жизни вновь.
-Давайте,- сказал Павел Николаевич и сразу же перед ним открылся люк. Он посмотрел вниз и увидел ступеньки, которые спускались в темную, на вид вязкую воду.
-Иди, тебя уже ждут,- кивнул и улыбнулся Коля.
-Иди, вперед, не бойся, не кручинься, брось печаль,- повторил Толя слова из песенки.
Павел Николаевич встал, еще раз окинул взглядом комнату, посмотрел наверх, туда, откуда лился яркий свет. Посмотрел еще раз на Колю с Толей. Коля легонько, по-дружески, подтолкнул Павла Николаевича к люку. Павел Николаевич сделал шаг вперед, потом еще один и начал медленно спускаться по ступеням. Вода была теплая и вязкая. Павел Николаевич зашел в воду по грудь, еще пара шагов и вода накрыла его с головой. За спиной закрылся люк. «Как у мамы в животе»,- подумал Павел Николаевич. Дышать не хотелось совсем. Было тепло и комфортно. Пройдя еще несколько шагов, Павел Николаевич почувствовал слабость в теле и понял, что хочет прилечь. Впереди он увидел большую удобную кровать, которая плыла под водой по течению. Он подошел к кровати и взобрался на нее. Лег. Закрыл глаза. «Как же тепло и уютно так плыть»,- подумал он.
-Раз, два, три,- вдруг, услышал Павел Николаевич какой-то счет.
-Раз, два, три,- повторилось еще раз.
-Дыши, дыши,- крикнул кто-то.
-Раз, два, три, дави резче,- пронеслось возле уха Павла Николаевича.
-Дыыыышииии!- заорали прямо над его ухом.
Павел Николаевич резко закашлялся и открыл глаза. Дикий кашель скручивал всё его тело, но в просветах сознания он успел заметить, что лежит на обледеневшем берегу, вокруг столпились дети, а над ним нависает Коля с Толей, его школьные товарищи, с которыми они договорились вместе забрать внуков из детского сада.

Месяц спустя Павел Николаевич записался на курсы в художественную школу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий