28 декабря 2014 г.

Тесное соседство


В клумбе возле нашего дома было высажено сразу несколько растений. Газонная трава, которая росла всего полтора сезона была не в счет, а вот основными поселенцами являлись два кленовых дерева и кусты снежноягодника. Для проходящих мимо кусты не представляли особого интереса, потому что клены, пусть еще и молодые, забирали на себя все внимание. Высокие, серо-коричневые, они смирно стояли над кустами как два стража, следящих за порядком. Жители нашего подъезда называли их братьями за одинаковый рост и окрас. Если не присматриваться, то казалось, что даже количество веток у кленов одинаково и растут они в одном направлении. Братья-деревья пылали молодостью и свежестью, что приводило нашего дворника в замешательство, когда он с секатором подходил к клумбе.
Казалось невозможным отрезать хоть бы одну веточку от таких красавцев и дворник, походив кругами и потоптавшись по кустам, отходил ни с чем от деревьев и принимался за снежноягодник. Зимой клены казались еще ровнее, чем прежде. Словно прячась от пронизывающего ветра они, как будто, вытягивались вверх, прижимая ветки и веточки к стволам. Скорее всего, это был обман зрения, связанный с отсутствием листвы и желанием, проходящих мимо прохожих наделить клены таким же стремлением уменьшится и вжаться в одежду, которое испытывали они сами выходя на улицу.



Кленовые деревья занимали существенную часть клумбы, оставляя небольшой просвет для кустов снежноягодника, высаженного ровно вдоль железного заборчика. Снежноягодник, как растение не прихотливое, давал отростки даже в сторону деревьев. С весны и до поздней осени, снежноягодник не выделялся, создавая приятный ландшафтный узор для клумбы. Однако с приходом зимы он выходил на первый план, отвоевывая позиции лидера у густолистых кленов. Зимой его ветви, сбросившие листву, хранили в себе остатки весны, лета и цветения. На тонких, колеблющихся от зимнего ветра ветвях, висели белые кустистые ягоды. Ни холод, ни мороз, ни сильный ветер, сколько не пытались, ни могли сбросить ягоды в снег. Словно влитые тяжелые серьги, висящие на мочке уха, ягоды склоняли тонкие веточки снежноягодника вниз, сокращая его рост на треть. Не более сантиметра в диаметре, ягоды образовывали острова по пять шесть штук и на контрасте темно коричневых веток и слепящего снега выглядели как елочные игрушки. Иногда птицы клевали ягоды, но делали это крайне редко, поэтому практически полностью ягоды доживали до нового сезона, опадая в январе-феврале, при выгодном стечении обстоятельств покрываясь копной снега и вызревая в маленький прутик к осени. Дворник не препятствовал росту новых прутиков и кустов, остригая только верхушки снежноягодника и выравнивая их на высоту порядка десяти сантиметров от забора. 

Казалось, что тесное соседство снежноягодника и кленов должно было закончиться еще в начале, когда кроны деревьев достигли краев забора, накрыв снежноягодник постоянной тенью. Однако, судя по всему, кусты не были требовательны к свету и теплу, поэтому довольствовались тем малым, что получалось добыть сквозь просветы кленовых листьев. На третий или четвертый год соседства возникло ощущение, что клены, почувствовав присутствие снежноягодника, начали расти немного правее. Справа от клумбы находился придомовой гастрономический магазин и клены своей листвой теперь создавали приятную прохладу возле его входа. Ходили слухи, что причиной роста вправо явился секатор дворника, применяемый им для обрезания веток, закрывающих тротуар, но некоторые верили в благородное стремление кленов дать доступ к свету и снежноягоднику.

По прошествии примерно шести лет с дня высаживания кленов, в один из солнечных летних дней раздался звук бензопилы и от кленов осталось два небольших по высоте пенька. Как оказалось, директор гастрономического магазина переживал, что вывеска магазина не видна с дороги. Домоуправление пошло на встречу, боясь, что директор откажется ремонтировать подъездную дорогу. Снежноягодник сильно пострадал во время вырубки, ведь на него валились ветки обрезаемых кленов. Однако, к концу осени заметно поправился, оброс ягодами и зимой выглядел, как и прежде, радуя нас своими ягодами-сережками.

Комментариев нет:

Отправить комментарий